Блок розжига ксенона: устройства, неисправности и подбор нового устройства

Лампы и фары

Что нужно для проверки

Для полного осмотра и ремонта, предлагаемого в рамках данного обзора, максимальный набор приборов и приспособлений выглядит так:

  • мультиметр;
  • исправное устройство зажигания;
  • рабочая ксеноновая лампа;
  • осциллограф;
  • паяльник с набором расходников.

Если это не полный комплект, частичная диагностика и неполный ремонт могут быть выполнены без недостающих элементов списка.

Для чего предназначен

Блок розжига выполняет следующие функции:

  • подает высокое напряжение на лампу, установленную в фаре, для воспламенения газа в колбе. Никакое автомобильное оборудование не способно подать даже на короткое время ток такой силы, что ксенон начнет гореть и даст необходимое освещение;
  • поддерживает ток, необходимый для правильной работы лампы.

В зависимости от условий видимости на дороге блок управления зажиганием способен самостоятельно увеличивать или уменьшать ток, подаваемый на лампу, что соответственно приведет к увеличению или уменьшению фар.

На штатном ксеноне, устанавливаемом непосредственно производителем автомобиля, блоки зажигания входят в систему светотехники.

При самостоятельной установке ксеноновых фар приборы необходимо приобретать и устанавливать дополнительно.

Устройство и принцип действия ксеноновой фары

Ксеноновое освещение предполагает использование не только подходящей лампы, но и блока розжига (БР), обеспечивающего нормальную работу всей системы. Цель состоит в том, чтобы создать ток определенной силы, чтобы газ в колбе начал гореть, а затем светился с постоянной мощностью. Штатное электрооборудование автомобиля не может выдать необходимое напряжение, что и предопределило применение устройства. Также он автоматически регулирует уровень светового потока в зависимости от уровня освещенности на дороге.

Возможные причины поломки

Если не работают фары при заводке автомобиля, причины ошибки могут быть:

  • бесполезная лампа;
  • бездействие блока розжига.

При выходе из строя ламп, установленных в фарах автомобиля, проблема решается банальной заменой, которую можно выполнить своими силами.

Неисправности в блоке розжига являются более существенными проблемами, но в большинстве случаев их можно решить без обращения к специалистам.

Чаще всего блок розжига ксеноновой лампы выходит из строя по следующим причинам:

  1. Недостаточный уровень герметичности крышки устройства. Как правило, при снижении плотности лампа сначала вспыхивает и сначала перестает работать полностью. Устранение неполадок производится визуально. Для устранения проблемы можно использовать любой герметик, который наносится на поврежденные поверхности.
  2. Образование коррозии на крышке или внутри устройства. Причиной образования ржавчины является низкая плотность корпуса, в результате чего внутрь устройства попадает влага. Коррозия может повредить элементы блока или привести к его выпадению. Как проверить блок розжига ксенона без лампы на наличие коррозии? Как и в предыдущем случае, определяется при осмотре устройства. Для его устранения можно использовать алкоголь.
  3. Нет сигнала на блок управления. Причина может быть в разгерметизации шкафа или попадании влаги, а также в неисправности кабелей, соединяющих устройство с аккумулятором.
  4. Выход из строя трансформатора, транзистора или другого устройства, необходимого для правильной работы устройства. Как проверить работоспособность блока розжига ксенона при выходе из строя внутренних элементов? Эта операция требует специальных инструментов.

На практике могут быть и другие причины блочных ошибок. Однако почти все они являются следствием упомянутых ранее.

Увеличение срока службы

Чтобы увеличить срок службы ксеноновых ламп для автомобиля, необходимо соблюдать некоторые рекомендации. В первую очередь следует покупать только проверенные комплектующие известных производителей. Также рекомендуется сочетать галогенные лампы с ксеноном. Например, на ближний можно поставить галоген, а на дальний ксенон. Таким образом, действительно удается снизить нагрузку на детали. Следует выделить наиболее важные пути расширения сервиса:

  • исключить «мигающее» головное освещение;
  • выключать оптику до остановки двигателя внутреннего сгорания автомобиля;
  • следить за изоляцией колбы;
  • избегать слишком частых включений/выключений;
  • покупайте запчасти в проверенных магазинах.

Для увеличения срока службы необходимо включать ксеноновые фары только через 5-10 секунд после запуска двигателя автомобиля. В момент пуска в системе действительно наблюдается сильный перепад напряжения, который «убивает» модули зажигания и негативно влияет на светотехническое оборудование. Вы также можете увеличить срок службы, используя подходящие разъемы и розетки.

Как проверить блок розжига ксенона в домашних условиях

Можно ли контролировать работу устройства дома или в гараже? Выявить неисправности и отремонтировать блоки можно самостоятельно, имея специальные инструменты и знание порядка выполнения работ.

Устройства для проверки

Наиболее распространенными инструментами, используемыми для проверки работоспособности блока розжига, являются:

  • мультиметр;
  • осциллограф.

Мультиметр состоит из блока управления с дисплеем и проводами, которые подключаются к тестируемому оборудованию.

Мультиметр или тестер позволяют измерить:

  • напряжение в электронной схеме;
  • сила тока;
  • сопротивление.

Как проверить блок розжига ксенона мультиметром?

Для проверки работы устройства или отдельных элементов необходимо подключить измерительные провода к гнездам оборудования, при этом черный провод подключается к минусовому контакту, а красный — к плюсовому.

Если вы подключите устройство неправильно, но не сможете определить проблему, приведшую к выходу из строя устройства розжига.

Осциллограф, в отличие от тестера, является более профессиональным оборудованием, позволяющим определить напряжение, силу тока, частоту импульсов, фазовый угол и другие параметры электрической цепи.

Принцип работы прибора и способ проверки работоспособности оборудования осциллографом аналогичен мультиметру, но этот прибор позволяет получать более точные показания не только в цифрах, но и в виде диаграммы (график).

Читайте также: Как заменить лампочку — в какую сторону выкручивать и другие нюансы: порядок выкручивания лампы из подвесного потолка

Порядок

Итак, для полной проверки работоспособности блока розжига необходимо действовать по следующей схеме:

  1. Не снимая прибор с места, предварительно необходимо промыть поверхность прибора спиртом. Это действие направлено на устранение ржавчины, которая может привести к более неприятному выходу устройства из строя.

    Если проблема связана с коррозией, устройство будет нормально функционировать после нескольких минут полного высыхания.

  2. Если промывка блока не привела к устранению поломки, следующим этапом является осмотр корпуса на наличие трещин (сброс давления). Выявленные трещины необходимо заделать и проверить работоспособность оборудования после полного высыхания использованного состава.
  3. Если после манипуляций результат не достигнут, необходимо полностью отключить устройство от цепи автомобиля и вскрыть корпус блока.

Внутри корпуса находятся различные устройства, работоспособность которых можно проверить осциллографом или тестером.

Управление техникой специальными приборами осуществляется в следующем порядке:

  • на первом этапе проверяют работоспособность транзисторов (их должно быть не менее 4), наиболее подверженных воздействию влаги и пыли;
  • затем проверяется сопротивление;
  • конденсаторы проверены.

Проверенные сгоревшие или сломанные устройства необходимо заменить аналогами, полностью подходящими по рабочим параметрам.

После замены и проверки работоспособности ламп блок необходимо закрыть и залить герметиком или обработать керосином для увеличения срока службы.

Если проведенные работы не помогли восстановить блок розжига, можно:

  • обратиться к профессионалам для более тщательной диагностики поломки;
  • полностью заменить оборудование.

Варианты самостоятельной диагностики

Выявить неисправный элемент в ксеноновом освещении вполне возможно самостоятельно. Для этого необязательно ехать на заправку. А некоторые операции можно выполнять без дополнительного оборудования.

Ксеноновых ламп

Визуальный осмотр ламп в большинстве случаев ничего не даст — неисправный элемент выглядит так же, как исправный.

Лампы редко выходят из строя одновременно. Если одновременно не загораются две фары, есть основания предполагать неисправность в цепи управления светом автомобиля. Если один светоизлучающий элемент не загорается, можно проверить ксеноновую лампу, переходя от одной фары к другой.

Возможные варианты:

  • ничего не изменилось, лампа, которая раньше не горела, не горит;
  • на новом месте стал работать элемент освещения, а то, что горело до этого во втором фонаре, погасло.

В первом случае с большой долей вероятности можно говорить о неисправности лампы. Проверить тестером не получится, т.к большинство ламп выходят из строя из-за сброса давления (через микротрещины).

Важно! При перестановке элементов освещения не прикасайтесь к лампочке руками!

Во втором случае, скорее всего, неисправность в высоковольтном модуле, проводке или цепях управления светом. Для отсеивания цепи управления можно проверить мультиметром наличие напряжения 12 вольт на входном разъеме блока при включенном ближнем или дальнем свете. Если он присутствует, надо искать причину в электронной схеме модуля. Если нет, то проблема в управлении. Наконец, для подстраховки можно использовать 12 вольт напрямую от автомобильного аккумулятора (желательно через предохранитель).

Если все в порядке, откройте корпус электронного устройства и осмотрите плату на наличие:

  • следы влаги;
  • коррозия или окисление ;
  • сгоревшие или перегоревшие электронные компоненты;
  • обрывы дорожек или проводов радиоэлементов;
  • другие подозрительные признаки

При наличии таких проблем есть все основания предположить, что причина неисправности в блоке розжига. Но если визуально все в порядке, еще нет гарантии, что устройство будет работать. Необходимо провести дополнительную проверку.

Самый безопасный способ проверки высоковольтного ксенонового блока розжига — собрать простую стойку, состоящую из:

  • источник напряжения 12 вольт с достаточной силой тока (можно использовать адаптер питания или автомобильный аккумулятор);
  • заведомо хорошая ксеноновая лампа.

Если подать 12 вольт на блок розжига (помните, что на выходе электронного модуля опасное напряжение и примите все меры предосторожности!!!), то при его исправности лампа загорится, но не при идет кусками. Если в этой стойке используется заведомо исправный блок розжига, то можно проверить работоспособность ксеноновых элементов освещения.

Если нет рабочей лампы, попробуйте измерить напряжение на выходе блока розжига. Вряд ли в домашней мастерской найдется прибор, способный измерять напряжение 25 000 вольт, но можно попробовать уменьшить измеряемое напряжение, используя резистивный делитель. Чтобы получить приемлемое для измерений напряжение 250 вольт, нужно взять 1/100 от исходного напряжения. Сопротивление верхней (гасящей) части цепи можно принять равной 5 МОм (взято из нескольких по 0,5..1 МОм), а нижней — 51 кОм. Проблема в том, что такое высокое напряжение подается очень кратковременно и прибор (как цифровой, так и стрелочный) может не успеть среагировать из-за инерции.

Вместо вольтметра попробуйте взять лампу накаливания на 250 вольт или светодиод с подходящим токоограничивающим резистором и попытаться обнаружить вспышку. Здесь есть место для экспериментов, но безопасность превыше всего!

Как правильно ремонтировать

Ремонт ксеноновой лампы, имеющейся отдельно, сводится к тщательному удалению пыли и грязи с цоколя. Если это не помогает, элемент необходимо выбросить и заменить.

Если выяснится, что на крышку блока розжига попало заметное количество влаги, модуль также лучше заменить. Эксплуатация в таком состоянии часто приводит к ослаблению изоляции высоковольтной части (трансформаторов, контактов и т.п.). Хотя высоковольтный модуль можно оживить после обильной промывки спиртом, тщательной просушки, пропайки всех соединений и дублирования проржавевших следов платы, дни его сочтены. Утечка тока через ослабленную изоляцию приведет к снижению напряжения, и этот процесс будет только прогрессировать. Через некоторое время блок полностью умрет. Поэтому при самостоятельной установке ксенона нужно тщательно выбирать место для монтажа электронного оборудования.

Если на этапе диагностики обнаружены сгоревшие узлы или элементы с явными следами перегрева, их необходимо заменить.

причиной выхода из строя одного элемента может быть неисправность в другом, которая внешне не видна. Поэтому замена явно неработоспособного компонента не гарантирует восстановления работоспособности модуля.

Можно взяться за дополнительный ремонт при наличии некоторой квалификации, схемы существующего высоковольтного модуля (можно поискать в интернете) и хотя бы осциллографа. Большинство блоков построено по похожему принципу — генератор импульсов управляет ключами, создающими пульсирующий ток в первичной обмотке трансформатора. Со вторичной обмотки снимается повышенное напряжение и снова повышается в трансформаторах второй ступени для формирования импульса зажигания. Пример дефектовки и ремонта можно разобрать на общей схеме высоковольтного модуля, построенного на микросхеме TL494.

В первую очередь нужно проверить наличие напряжения 12 вольт на 12 выводе микросхемы. Если он отсутствует, нужно прозвонить цепь питания от входного разъема до ножки микросхемы. Если все в порядке, проверьте наличие импульсов амплитудой около 12 вольт на выводах 9 и 10 микросхемы с помощью осциллографа. Если их нет, нужно искать причину (возможно, вышла из строя микросхема).

Коротко об устройстве

Блок ксенона имеет довольно много названий, но самые «ходовые» — это «блок зажигания» и «блок управления». Чуть позже мы узнаем, почему имен много и почему они не противоречат друг другу. Автолюбители обычно называют это устройство ксеноновым зажигающим устройством – это название мы будем использовать ниже. Если вы ознакомились с предложенным во введении материалом или уже знаете об основных особенностях ксеноновых фар, то для вас не станет сюрпризом, что подключать такое освещение напрямую к бортовой сети автомобиля не имеет смысла — без спец блока не получится. Блок розжига берет на себя несколько задач:

  • Преобразование низкого напряжения (12, 24 В) в высокое напряжение (0,5, 23-30 кВ);
  • Нормальный запуск ксенонового освещения при включении основного света;
  • Поддержка дальнейшей работы фар;
  • Контроль основных параметров оптики;
  • Предотвращение аварийных режимов и аварийное выключение фар при необходимости.

В случае биксенона у блока зажигания другая задача: переключение между ближним и дальним светом. Как уже стало понятно из вышеприведенного списка, такое устройство необходимо для включения ксеноновых ламп, поддержания работы и минимизации шансов аварийных ситуаций. При этом основной задачей блока розжига является повышение напряжения от нормальных до высоких значений — ксеноновые лампы требуют очень высокого напряжения зажигания и повышенного напряжения, по сравнению со стандартными 12,24 В, для поддержания дальнейшей работы.

Основные характеристики

Блок розжига имеет много названий по той причине, что включает в себя несколько узлов: защиты первого пуска (блок розжига), снижения напряжения (балласт), контроля работы системы (блок управления). Поскольку эти единицы объединены в одну и часто имеют один дом, единица может называться по-разному. Автолюбителям важнее понять, по каким признакам классифицируются такие блоки. Первый параметр – тип тока. Блоки розжига бывают двух видов:

  • Питание от постоянного тока (DC);
  • Питание от переменного тока (AC).

Не погружаясь в электродинамику, объясним доступным языком. Если устройство питается от источника постоянного тока, то ксеноновые лампы запускаются высоковольтными импульсами, энергия которых запасается в обычных конденсаторах или ионисторах (так называемых суперконденсаторах). Далее лампа питается напряжением 80 В (ток тоже постоянный). В случае агрегатов с переменным током пуск лампы осуществляется переменным напряжением 30 кВ, а дополнительный ток подается переменным током напряжением тех же 80 В.

Сразу отметим, что определяющим для классификации устройств зажигания является тип источника питания. Как минимум, DC дешевле и проще в производстве, а AC блоки не так сильно перегружают лампы в процессе эксплуатации — это положительно сказывается на сроке их службы. В то же время блоки розжига переменного тока дороже. Однако классификация будет неполной, если мы не коснемся конструкции:

  • Отдельные блоки;
  • Моноблоки.

В первом случае цепи низкого и высокого напряжения в блоке зажигания разделены. Первый контур уходит в корпус балласта, а второй находится в корпусе стартера. Часто второй контур совмещен с патроном лампы. Моноблоки, как следует из названия, представляют собой простой корпус, где присутствуют обе цепи. Производители отдают предпочтение раздельным агрегатам, так как они надежнее, безопаснее в обслуживании и имеют достаточно высокую ремонтопригодность.

Отдельно стоит сказать о габаритах устройств зажигания и возможных модулях таких устройств. Шлакоблоки могут быть как компактными (тонкими), так и обычной толщины. Производитель может оснастить их так называемыми фишками, позволяющими подключить устройство по CAN-шине и обеспечить нормальное взаимодействие с бортовым компьютером. Причина здесь проста: в автомобилях со специальной системой оптической диагностики ксеноновые лампы воспринимаются компьютером как неисправные.

Подробнее о работа блока розжига

Основой любого узла зажигания является пара преобразователей. Первый повышает нормативное напряжение бортовых электрических сетей до 500 В, а второй увеличивает это напряжение до колоссальных 23-30 кВ. Такие напряжения необходимы для зажигания ксеноновых ламп. Для их дальнейшей работы требуется напряжение 80 В, которое задается балластом. Особняком стоят блоки переменного тока, которые дополнены инвертором – он достаточно длительное время (от 3 до 5 секунд) обеспечивает ток высокого напряжения на лампу. Если разобрать блок розжига, то внутри можно увидеть следующее:

  • Цепь низкого напряжения также является балластом или блоком управления. В этой схеме выполняется первое повышение напряжения, а также его снижение до 80 В после преобразования в цепи высоковольтной цепи:
  • Цепь высоковольтных цепей также является пускателем или воспламенителем. Фактическая часть устройства, где сотни вольт преобразуются в тысячи.

При этом неявными элементами блоков зажигания являются схемы управления, отвечающие за непосредственное отслеживание электронных параметров устройства и осуществляющие его переход из одного режима в другой, а также обеспечивающие защиту от переполюсовки, коротких замыканий и других нештатных ситуаций режимы. За счет дополнительных цепей устройство имеет не только стабильную работу, но и высокую надежность и безопасность.

Неисправности блока розжига

Несмотря на свою надежность, нередки случаи выхода из строя ключевого элемента системы ксенонового освещения. При идеальных условиях эксплуатации блок розжига служит 10 лет. Но так как он почти полностью состоит из электрических цепей и преобразователей, несложно догадаться, что причина поломки может крыться во вредном воздействии пыли и влаги. При нарушении герметичности дома может пострадать «остановка» блока. Однако это не единственная причина поломки! Помимо уже упомянутых, стоит выделить следующие:

  • Плохое качество пайки и разделения элементов схемы блока;
  • Нет управляющего сигнала;
  • Выход из строя транзисторов;
  • Механические повреждения обмоток.

Неисправность блока лучше всего определить при внешнем осмотре, разборке и проверке осциллографом. Обычному автолюбителю это вряд ли удастся (если у него вообще есть осциллограф). Однако ему достаточно учесть несколько вещей. Во-первых, могут начать мигать ксеноновые фары. Обычно это свидетельствует о коррозии, плохом контакте устройства с «массой» автомобиля (кузовом) или нарушении целостности проводки. Во-вторых, включение в работу устройств зажигания может привести к снижению оборотов двигателя. Эта проблема решается установкой специального реле. В-третьих, ксенон может совсем перестать светить. Это может быть вызвано целым рядом неисправностей, но мы рекомендуем проверить целостность проводки, и только после этого провести полную диагностику самостоятельно или обратиться за помощью к мастеру.

В некоторых случаях неисправное устройство можно «реанимировать». Его необходимо разобрать, корпус промыть спиртом, а затем разобрать и заменить вышедшие из строя резисторы, конденсаторы или транзисторы. Как правило, замены требуют последние. После всех работ блок обрабатывают парафином или заливают герметиком. Сразу отметим, что такой ремонт не всегда дает результат. Зачастую проще купить новое устройство.

Главные сведения

Система ксенонового освещения достаточно сложна и состоит из несколько иных частей, чем стандартное освещение других типов.

Несмотря на то, что основным элементом остается лампочка, наполненная ксеноном, существуют не менее важные технические узлы, главной частью которых является блок розжига.

Он поставляется в диапазоне мощностей, совместимом с определенными лампами, но конкретный выбор зависит от потребностей водителя и ожидаемой яркости устройств.

В основном уход за блоком розжига наступает тогда, когда автомобилист хочет сменить штатный свет, который плохо светит и не соответствует ожиданиям водителя.

Таким образом, он должен понимать, какие агрегаты для этого потребуются, и какую конкретную мощность следует выбрать, чтобы обеспечить максимальную производительность.

Сам блок розжига, от которого работают лампы, технически сложен, а также состоит из множества узлов, которые в совокупности дают правильный результат.

Первоначальные данные

Для обеспечения работы автомобильного освещения блок розжига просто необходим, ведь только он может выдать напряжение в 25 тысяч вольт, которое необходимо для зажигания лампы, но делает это на пару секунд, а потом только поддерживает стабильное напряжение 80 вольт.

Но пиковая пусковая подача должна быть согласована с высоким уровнем безопасности, а разработчики устройств зажигания предусмотрели все возможные варианты, и даже если во время работы лампочку вынуть, устройство распознает это и не повторит розжиг попытка, чтобы не навредить пользователю.

Техника безопасности перед включением

Начинать процедуру включения блока розжига необходимо только тогда, когда к нему подключена лампа.

Также сам блок размещают на поверхностях с токопроводящим покрытием, а также как можно дальше от предметов, которые легко могут загореться.

Ни в коем случае нельзя прикасаться к блоку руками при начале работы, так как напряжение в нем в момент возгорания составляет от 20 до 30 тысяч вольт, а это может нанести смертельную травму человеку, хотя по силе это похоже на воздействие электрошокера.

Если водитель работает над установкой устройства, то перед началом работы следует отключить аккумулятор, чтобы не было возможности выхода из строя устройства, что может привести к его повреждению.

Необходимо обеспечить изоляцию всех проводов и проверить соединения, чтобы провода хорошо подходили к опорам электропередач.

Подбирать лампу под конкретное устройство зажигания нужно так, чтобы они совпадали по мощности, иначе эти два устройства могут не совпадать друг с другом.

Законодательная база

В законодательстве не указано, какие именно устройства должны использоваться и какие характеристики, но очень важно понимать, что в некотором роде использование самого ксенонового света ограничено.

Так что такое освещение можно использовать только тогда, когда для этого предназначены обычные фары, либо человек провел законную переделку, что отмечается в технических документах. Такие нормы устанавливаются правилами эксплуатации транспортных средств.

При незаконной установке ксенонового оборудования в автомобиль или просто встраивании лампочки в не предназначенную для этого фару вступают в силу нормы КоАП РФ.

В части 3 статьи 12.5 указано, что если лицо допустило неправомерное использование автомобиля с точки зрения технического оснащения, к нему могут быть применены определенные санкции, заключающиеся в запрете управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года, но конкретный период зависит от обстоятельств.

Выбор нового блока розжига

У автомобилистов есть два варианта: искать оригинальное устройство или аналог. В первом случае речь идет о поиске запчасти штатной системы фар, т.е ксеноновые фары уже входят в заводскую комплектацию автомобиля и требуют замены блока. Во втором случае нужно искать устройство для модифицированной системы фар, т.е изначально в машине стоял штатный свет или галогеновый свет, а по желанию водителя устанавливался ксенон. Для первого случая актуальны следующие варианты:

  • Поиск по параметрам автомобиля (хороший вариант для поиска по каталогам интернет-магазинов запчастей);
  • Поиск по VIN-коду;
  • Поиск по артикулу существующего устройства.

Если в машине изначально не было ксенонового освещения, лучше искать блок зажигания по коду, выбитому на кузове. Имея код, можно будет найти как блок той же модели, так и его ближайшие аналоги. Последний может иметь разные варианты кузова и креплений, поэтому у автолюбителя могут возникнуть некоторые сложности при его установке. В этом случае важно сравнить такие параметры, как потребляемая мощность, напряжение питания и конфигурация системы фар (биксенон или обычный ксенон). Особое внимание следует уделить производителям таких устройств. Наиболее популярные блоки производят такие компании:

  • Които (Япония);
  • Хелла (Германия);
  • Филипс (Нидерланды);
  • Валео (Франция);
  • Осрам (Германия).

Также нельзя не упомянуть названия таких компаний, как Bosch (Германия), Optima (Южная Корея), Denso (Япония), Sho-Me (Южная Корея). Практика успела показать, что блоки розжига корейских производителей имеют наилучшее соотношение цены и качества. Если вы хотите купить блок неизменно высокого качества, стоит обратить внимание на устройства немецких и японских компаний. Кстати, именно эти компании являются поставщиками электрических и электронных компонентов для перевозчиков автомобильных компаний, что уже говорит о достойном качестве их продукции.

Оцените статью
Блог про электронику