- Что нужно для проверки
- Основные характеристики
- Моргает
- Загорается и гаснет
- Совсем не горит или периодически не включается
- Горит вполовину яркости
- Меняется цвет светового потока
- DC или АС
- Схема подключения и основные элементы цепи
- Как устранить неисправности
- Подробнее о работа блока розжига
- Неисправности блока розжига
- Выбор нового блока розжига
- Устройство и принцип действия ксеноновой фары
- Штатные и универсальные блоки розжига: отличия
- Как выбрать блок розжига?
- Технические параметры
- Варианты самостоятельной диагностики
- Ксеноновых ламп
- Блоков розжига ксенона
- Как правильно ремонтировать
Что нужно для проверки
Для полного осмотра и ремонта, предлагаемого в рамках данного обзора, максимальный набор приборов и приспособлений выглядит так:
- мультиметр;
- исправное устройство зажигания;
- рабочая ксеноновая лампа;
- осциллограф;
- паяльник с набором расходников.
Если это не полный комплект, частичная диагностика и неполный ремонт могут быть выполнены без недостающих элементов списка.
Основные характеристики
Блок розжига имеет много названий по той причине, что включает в себя несколько узлов: защиты первого пуска (блок розжига), снижения напряжения (балласт), контроля работы системы (блок управления). Поскольку эти единицы объединены в одну и часто имеют один дом, единица может называться по-разному. Автолюбителям важнее понять, по каким признакам классифицируются такие блоки. Первый параметр – тип тока. Блоки розжига бывают двух видов:
- Питание от постоянного тока (DC);
- Питание от переменного тока (AC).
Не погружаясь в электродинамику, объясним доступным языком. Если устройство питается от источника постоянного тока, то ксеноновые лампы запускаются высоковольтными импульсами, энергия которых запасается в обычных конденсаторах или ионисторах (так называемых суперконденсаторах). Далее лампа питается напряжением 80 В (ток тоже постоянный). В случае агрегатов с переменным током пуск лампы осуществляется переменным напряжением 30 кВ, а дополнительный ток подается переменным током напряжением тех же 80 В.
Сразу отметим, что определяющим для классификации устройств зажигания является тип источника питания. Как минимум, DC дешевле и проще в производстве, а AC блоки не так сильно перегружают лампы в процессе эксплуатации — это положительно сказывается на сроке их службы. В то же время блоки розжига переменного тока дороже. Однако классификация будет неполной, если мы не коснемся конструкции:
- Отдельные блоки;
- Моноблоки.
В первом случае цепи низкого и высокого напряжения в блоке зажигания разделены. Первый контур уходит в корпус балласта, а второй находится в корпусе стартера. Часто второй контур совмещен с патроном лампы. Моноблоки, как следует из названия, представляют собой простой корпус, где присутствуют обе цепи. Производители отдают предпочтение раздельным агрегатам, так как они надежнее, безопаснее в обслуживании и имеют достаточно высокую ремонтопригодность.
Отдельно стоит сказать о габаритах устройств зажигания и возможных модулях таких устройств. Шлакоблоки могут быть как компактными (тонкими), так и обычной толщины. Производитель может оснастить их так называемыми фишками, позволяющими подключить устройство по CAN-шине и обеспечить нормальное взаимодействие с бортовым компьютером. Причина здесь проста: в автомобилях со специальной системой оптической диагностики ксеноновые лампы воспринимаются компьютером как неисправные.
Моргает
Автомобильная ксеноновая лампа может мерцать или мерцать, причем мерцание может быть как очень сильным, так и едва заметным. Однако оба эти явления мешают водителю видеть и способствуют утомлению глаз.
Основной причиной этих отказов является неудовлетворительное состояние проводов, соединяющих лампы с блоками розжига. Но иногда мерцает ксенон из-за того, что установлено не заводское оборудование, а стандартная проводка просто не выдерживает нагрузки.
Загорается и гаснет
Ксеноновые лампы могут мигать и выключаться из-за проблем с проводкой. Эта неисправность также может негативно сказаться не только на целостности ламп, но и на работоспособности других систем автомобиля, связанных с бортовой электрической сетью.
Есть несколько других возможных причин:
- Срок службы лампы истек. Проще говоря, срок службы истек и у ксенона закончился срок службы.
- Изгиб или повреждение штырьков, произошедшее при защелкивании контактов. Об этом свидетельствует отчетливо слышимый треск в фаре. При подаче высокого напряжения на лампу она загорается, а после снижения уровня гаснет.
Последнее может быть причиной неправильной установки.
Совсем не горит или периодически не включается
Если ксенон то горит, то не горит при включении дальнего или ближнего света, причин этому может быть несколько:
- Неисправен предохранитель, если обе фары не включаются одновременно.
- Если одна фара вообще не включается даже после замены лампочки, вам потребуется заменить блок зажигания. Для проверки можно временно переставить лампу с работающей фары.
- Проверить наличие окисленных контактов на блоке розжига или лампах.
- Срок службы лампы подходит к концу — потом ее можно будет зажигать через раз, а со временем она перестанет включаться совсем.
Горит вполовину яркости
Первое, что приходит на ум, когда фара плохо светит, это загрязнение внутренней поверхности рассеивателя, вызванное негерметичным блоком фары. Если с ним все в порядке, следует проверить исправность лампы. Если здесь проблем нет, следует проверить блок зажигания и катушки высокого напряжения. Если последний сломается, биксенон вообще не загорится.
Меняется цвет светового потока
Изменение света свидетельствует только об одном – об окончании срока службы ламп. В процессе эксплуатации повышается цветовая температура ксенона, что приводит к появлению более холодных оттенков в световом пучке.
DC или АС
На современном авторынке можно купить ксеноновые лампы двух типов: постоянного и переменного тока. Они отличаются друг от друга, как следует из названия, тем, что для запуска один должен питаться постоянным током, а другой переменным током.
Если поставить блоки постоянного тока в лампы переменного тока, то на выходе будет мерцать световой поток, а если сделать наоборот, то фара просто не загорится. Как правило, водители «халтурят», что стоимость ламп постоянного тока ниже, чем переменного тока.
Читайте также: Основные типы ламп: классификация и характеристики
Схема подключения и основные элементы цепи
В комплект для подключения ксеноновых ламп входят:
- собственно лампочка с маркировкой, соответствующей требованиям производителя фары;
- устройство зажигания;
- аксессуары, включая провода и элементы, необходимые для подключения и крепления светильника.
Задача модуля, называемого «блоком розжига», — подавать напряжение определенного значения, необходимого для активации источника света.
Работает эта система очень просто: от аккумулятора при включении выключателя света встроенное напряжение подается на блок розжига. Здесь генерируется высокое напряжение, которое подается на ксеноновые электроды.
Как устранить неисправности
В каждом случае есть свои шаги по устранению неполадок:
- в первую очередь нужно проверить наличие питания 12В на блоке розжига, а при его отсутствии проверить на наличие повреждений в проводах;
- при мерцании или мигании лампочки необходимо как можно скорее заменить неработоспособный провод;
- при изменении цвета светового потока лампочку необходимо заменить;
- лампа загорается и гаснет, значит, необходимо отрегулировать контактный стержень, используя для этого отвертку с маленьким жалом (на иллюстрации ниже она указана стрелкой);
- сгоревший предохранитель необходимо заменить.
В заключение напоминаем, что лампы рекомендуется заменять парами, чтобы избежать различий в яркости и цвете.
Подробнее о работа блока розжига
Основой любого узла зажигания является пара преобразователей. Первый повышает нормативное напряжение бортовых электрических сетей до 500 В, а второй увеличивает это напряжение до колоссальных 23-30 кВ. Такие напряжения необходимы для зажигания ксеноновых ламп. Для их дальнейшей работы требуется напряжение 80 В, которое задается балластом. Особняком стоят блоки переменного тока, которые дополнены инвертором – он достаточно длительное время (от 3 до 5 секунд) обеспечивает ток высокого напряжения на лампу. Если разобрать блок розжига, то внутри можно увидеть следующее:
- Цепь низкого напряжения также является балластом или блоком управления. В этой схеме выполняется первое повышение напряжения, а также его снижение до 80 В после преобразования в цепи высоковольтной цепи:
- Цепь высоковольтных цепей также является пускателем или воспламенителем. Фактическая часть устройства, где сотни вольт преобразуются в тысячи.
При этом неявными элементами блоков зажигания являются схемы управления, отвечающие за непосредственное отслеживание электронных параметров устройства и осуществляющие его переход из одного режима в другой, а также обеспечивающие защиту от переполюсовки, коротких замыканий и других нештатных ситуаций режимы. За счет дополнительных цепей устройство имеет не только стабильную работу, но и высокую надежность и безопасность.
Неисправности блока розжига
Несмотря на свою надежность, нередки случаи выхода из строя ключевого элемента системы ксенонового освещения. При идеальных условиях эксплуатации блок розжига служит 10 лет. Но так как он почти полностью состоит из электрических цепей и преобразователей, несложно догадаться, что причина поломки может крыться во вредном воздействии пыли и влаги. При нарушении герметичности дома может пострадать «остановка» блока. Однако это не единственная причина поломки! Помимо уже упомянутых, стоит выделить следующие:
- Плохое качество пайки и разделения элементов схемы блока;
- Нет управляющего сигнала;
- Выход из строя транзисторов;
- Механические повреждения обмоток.
Неисправность блока лучше всего определить при внешнем осмотре, разборке и проверке осциллографом. Обычному автолюбителю это вряд ли удастся (если у него вообще есть осциллограф). Однако ему достаточно учесть несколько вещей. Во-первых, могут начать мигать ксеноновые фары.
Обычно это свидетельствует о коррозии, плохом контакте устройства с «массой» автомобиля (кузовом) или нарушении целостности проводки. Во-вторых, включение в работу устройств зажигания может привести к снижению оборотов двигателя. Эта проблема решается установкой специального реле. В-третьих, ксенон может совсем перестать светить. Это может быть вызвано целым рядом неисправностей, но мы рекомендуем проверить целостность проводки, и только после этого провести полную диагностику самостоятельно или обратиться за помощью к мастеру.
В некоторых случаях неисправное устройство можно «реанимировать». Его необходимо разобрать, корпус промыть спиртом, а затем разобрать и заменить вышедшие из строя резисторы, конденсаторы или транзисторы. Как правило, замены требуют последние. После всех работ блок обрабатывают парафином или заливают герметиком. Сразу отметим, что такой ремонт не всегда дает результат. Зачастую проще купить новое устройство.
Выбор нового блока розжига
У автомобилистов есть два варианта: искать оригинальное устройство или аналог. В первом случае речь идет о поиске запчасти штатной системы фар, т.е ксеноновые фары уже входят в заводскую комплектацию автомобиля и требуют замены блока. Во втором случае нужно искать устройство для модифицированной системы фар, т.е изначально в машине стоял штатный свет или галогеновый свет, а по желанию водителя устанавливался ксенон. Для первого случая актуальны следующие варианты:
- Поиск по параметрам автомобиля (хороший вариант для поиска по каталогам интернет-магазинов запчастей);
- Поиск по VIN-коду;
- Поиск по артикулу существующего устройства.
Если в машине изначально не было ксенонового освещения, лучше искать блок зажигания по коду, выбитому на кузове. Имея код, можно будет найти как блок той же модели, так и его ближайшие аналоги. Последний может иметь разные варианты кузова и креплений, поэтому у автолюбителя могут возникнуть некоторые сложности при его установке. В этом случае важно сравнить такие параметры, как потребляемая мощность, напряжение питания и конфигурация системы фар (биксенон или обычный ксенон). Особое внимание следует уделить производителям таких устройств. Наиболее популярные блоки производят такие компании:
- Които (Япония);
- Хелла (Германия);
- Филипс (Нидерланды);
- Валео (Франция);
- Осрам (Германия).
Также нельзя не упомянуть названия таких компаний, как Bosch (Германия), Optima (Южная Корея), Denso (Япония), Sho-Me (Южная Корея). Практика успела показать, что блоки розжига корейских производителей имеют наилучшее соотношение цены и качества. Если вы хотите купить блок неизменно высокого качества, стоит обратить внимание на устройства немецких и японских компаний. Кстати, именно эти компании являются поставщиками электрических и электронных компонентов для перевозчиков автомобильных компаний, что уже говорит о достойном качестве их продукции.
Устройство и принцип действия ксеноновой фары
Ксеноновое освещение предполагает использование не только подходящей лампы, но и блока розжига (БР), обеспечивающего нормальную работу всей системы. Цель состоит в том, чтобы создать ток определенной силы, чтобы газ в колбе начал гореть, а затем светился с постоянной мощностью. Штатное электрооборудование автомобиля не может выдать необходимое напряжение, что и предопределило применение устройства. Также он автоматически регулирует уровень светового потока в зависимости от уровня освещенности на дороге.
Штатные и универсальные блоки розжига: отличия
Все блоки представляют собой повышающий трансформатор, заключенный в коробку. Их задача — преобразовывать импульсы бортовой сети в напряжения до 25 тысяч вольт. Сильный старт заставляет ксенон светиться. В дальнейшем устройство выдает 85 В, необходимое для того, чтобы газ не кончился. Изделия заводской установки отличаются высокой стабильностью, надежностью и длительным сроком службы. Все они имеют специальную маркировку — OEM-коды. Они необходимы для проверки совместимости автомобиля, фар и самого блока зажигания. Напряжение питания устройства составляет 12 В для легковых автомобилей, и 24 или 36 В для грузовиков или внедорожников.
Для самостоятельной замены оптики используются универсальные (адаптивные) блоки розжига. Доступен в двух версиях:
- ОКРУГ КОЛУМБИЯ. Устройство, работающее на постоянном токе. Характеризуется отсутствием блока стабилизации и относительно невысокой стоимостью. Однако лампы, которые с ним работают, мерцают: горение не очень стабильное.
- Переменного тока. Устройство, работающее от переменного тока. Обеспечивает качественную подсветку ламп. Использование блока стабилизации гарантирует ровное напряжение — мерцания нет. Минусом является более высокая стоимость.
ОЕМ-кодов на универсальных блоках зажигания нет. Все изделия подключаются к стандартной автомобильной сети 12 В на борту, имеют мощность 35 Вт и выдают напряжение 23 тысячи вольт.
Как выбрать блок розжига?
Если с заводскими агрегатами все готово: необходимо, чтобы код соответствовал характеристикам вашей модели автомобиля. Но как купить универсальный БР и на что смотреть в первую очередь?
Это интересно: Как выбрать смазку для ступичных подшипников? 3 вида смазки с примерами
Технические параметры
Во-первых, убедитесь, что напряжение питания устройства соответствует встроенной сети вашего автомобиля. Производители выпускают блоки, рассчитанные на 12, 24 и даже 36 вольт. Другие параметры (средние данные):
- мощность: 35-75 Вт;
- пусковой и рабочий ток: 5,8 и 3,1 А;
- напряжение зажигания: 23 тысячи вольт;
- время стабилизации дуги: до 20 секунд;
- рабочая температура: от минус 30 до плюс 105 градусов.
Обратите внимание на дизайн: возможна стандартная версия или Slim (с тонким корпусом). Многие модели имеют защиту от слишком низкого или слишком высокого напряжения: в этом случае устройство отключается через полсекунды.
Варианты самостоятельной диагностики
Выявить неисправный элемент в ксеноновом освещении вполне возможно самостоятельно. Для этого необязательно ехать на заправку. А некоторые операции можно выполнять без дополнительного оборудования.
Ксеноновых ламп
Визуальный осмотр ламп в большинстве случаев ничего не даст — неисправный элемент выглядит так же, как исправный.
Неисправная ксеноновая лампа.
Лампы редко выходят из строя одновременно. Если одновременно не загораются две фары, есть основания предполагать неисправность в цепи управления светом автомобиля. Если один светоизлучающий элемент не загорается, можно проверить ксеноновую лампу, переходя от одной фары к другой.
Диагностика ксеноновых ламп методом замены.
Важно! При перестановке элементов освещения не прикасайтесь к лампочке руками!
Во втором случае, скорее всего, неисправность в высоковольтном модуле, проводке или цепях управления светом. Для отсеивания цепи управления можно проверить мультиметром наличие напряжения 12 вольт на входном разъеме блока при включенном ближнем или дальнем свете. Если он присутствует, надо искать причину в электронной схеме модуля. Если нет, то проблема в управлении. Наконец, для подстраховки можно использовать 12 вольт напрямую от автомобильного аккумулятора (желательно через предохранитель).
Блоков розжига ксенона
Первое, с чего стоит начать диагностику устройств зажигания, это визуальный осмотр. Для начала нужно осмотреть корпус электронного модуля. Так можно обнаружить коррозию, окисление, сломанные контактные штифты.
Окислились контакты на разъеме блока розжига.
Если все в порядке, откройте корпус электронного устройства и осмотрите плату на наличие:
- следы влаги;
- коррозия или окисление ;
- сгоревшие или перегоревшие электронные компоненты;
- обрывы дорожек или проводов радиоэлементов;
- другие подозрительные признаки.
Блок зажигания подвергся воздействию влаги.
При наличии таких проблем есть все основания предположить, что причина неисправности в блоке розжига. Но если визуально все в порядке, еще нет гарантии, что устройство будет работать. Необходимо провести дополнительную проверку.
Самый безопасный способ проверки высоковольтного ксенонового блока розжига — собрать простую стойку, состоящую из:
- источник напряжения 12 вольт с достаточной силой тока (можно использовать адаптер питания или автомобильный аккумулятор);
- заведомо хорошая ксеноновая лампа.
Стенд для проверки ксенона.
Если подать 12 вольт на блок розжига (помните, что на выходе электронного модуля опасное напряжение и примите все меры предосторожности!!!), то при его исправности лампа загорится, но не при идет кусками. Если в этой стойке используется заведомо исправный блок розжига, то можно проверить работоспособность ксеноновых элементов освещения.
Стенд для проверки ксенона с частями под напряжением.
Если нет рабочей лампы, попробуйте измерить напряжение на выходе блока розжига. Вряд ли в домашней мастерской найдется прибор, способный измерять напряжение 25 000 вольт, но можно попробовать уменьшить измеряемое напряжение, используя резистивный делитель. Чтобы получить приемлемое для измерений напряжение 250 вольт, нужно взять 1/100 от исходного напряжения. Сопротивление верхней (гасящей) части цепи можно принять равной 5 МОм (взято из нескольких по 0,5..1 МОм), а нижней — 51 кОм. Проблема в том, что такое высокое напряжение подается очень кратковременно и прибор (как цифровой, так и стрелочный) может не успеть среагировать из-за инерции.
Вместо вольтметра попробуйте взять лампу накаливания на 250 вольт или светодиод с подходящим токоограничивающим резистором и попытаться обнаружить вспышку. Здесь есть место для экспериментов, но безопасность превыше всего!
Как правильно ремонтировать
Ремонт ксеноновой лампы, имеющейся отдельно, сводится к тщательному удалению пыли и грязи с цоколя. Если это не помогает, элемент необходимо выбросить и заменить.
Если выяснится, что на крышку блока розжига попало заметное количество влаги, модуль также лучше заменить. Эксплуатация в таком состоянии часто приводит к ослаблению изоляции высоковольтной части (трансформаторов, контактов и т.п.). Хотя высоковольтный модуль можно оживить после обильной промывки спиртом, тщательной просушки, пропайки всех соединений и дублирования проржавевших следов платы, дни его сочтены.
Утечка тока через ослабленную изоляцию приведет к снижению напряжения, и этот процесс будет только прогрессировать. Через некоторое время блок полностью умрет. Поэтому при самостоятельной установке ксенона нужно тщательно выбирать место для монтажа электронного оборудования.
Если на этапе диагностики обнаружены сгоревшие узлы или элементы с явными следами перегрева, их необходимо заменить.
причиной выхода из строя одного элемента может быть неисправность в другом, которая внешне не видна. Поэтому замена явно неработоспособного компонента не гарантирует восстановления работоспособности модуля.
Можно взяться за дополнительный ремонт при наличии некоторой квалификации, схемы существующего высоковольтного модуля (можно поискать в интернете) и хотя бы осциллографа.
Разводка блока розжига на микросхеме TL494.
Большинство блоков построено по похожему принципу — генератор импульсов управляет ключами, создающими пульсирующий ток в первичной обмотке трансформатора. Со вторичной обмотки снимается повышенное напряжение и снова повышается в трансформаторах второй ступени для формирования импульса зажигания. Пример дефектовки и ремонта можно разобрать на общей схеме высоковольтного модуля, построенного на микросхеме TL494.
В первую очередь нужно проверить наличие напряжения 12 вольт на 12 выводе микросхемы. Если он отсутствует, нужно прозвонить цепь питания от входного разъема до ножки микросхемы. Если все в порядке, проверьте наличие импульсов амплитудой около 12 вольт на выводах 9 и 10 микросхемы с помощью осциллографа. Если их нет, нужно искать причину (может чип вышел из строя)
Ксенон или лед — что выбрать
Далее нужно проверить прохождение импульсов на затворы транзисторов Т5, Т6, а затем на выводы 1 и 3 импульсного трансформатора ТР1. Если все в порядке, дальнейшую диагностику проводить не следует – нужно провести замеры на участке высокого напряжения. Это может привести к неисправности мультиметра или осциллографа — их входные цепи могут быть не предназначены для измерения высоких напряжений. Если импульсы есть и блок неисправен, в качестве жеста отчаяния можно:
- проверить все полупроводники (транзисторы, диоды) подряд);
- называют целостность обмоток всех импульсных трансформаторов.
Это нужно делать при выключенном питании. При обнаружении дефектных полупроводников или элементов обмотки их можно заменить. Транзисторы или диоды можно купить в магазине. Зарубежные аналоги (иногда найти проще) отечественных полупроводниковых элементов, включенных в схему, указаны в таблице.
КТ819Г | BDX77, TIP41C |
КТ3102Э | 2Н5088, 2Н5089, БК184Б |
КТ3107 | БК446, БК557 |
КД521 | 1Н4148 |
КД213 | VS-MUR1520 (функциональный эквивалент) |
1Н4007 | 1Н2070, 1Н3549 |
С трансформаторами сложнее, но их можно взять с заведомо неисправного блока передатчика. Перематывать высоковольтные трансформаторы не стоит — кустарные элементы будут явно уступать промышленным, в том числе и по качеству изоляции. Если ничего не помогает, блок необходимо заменить.
Для наглядности рекомендуем серию тематических видео.
Можно самостоятельно провести диагностику исправности элементов системы ксеноновых фар автомобиля. При наличии квалификации возможен и частичный ремонт, но не стоит забывать о наличии высокого напряжения в системе. Потенциально ненадежные элементы лучше заменить как можно скорее – безопасность должна быть на первом месте.