- Какой размер штрафа за ксенон в 2023 году?
- Разрешен ли ксенон
- Допускает ли закон установку в линзу для галогена ксеноновой лампы
- Разрешен ли биксенон к установке
- Допустимо ли устанавливать ксенон в противотуманки
- Лишение или штраф за ксенон и LED в 2023 году?
- В каком случае назначается лишение прав?
- Почему по закону за светодиоды и ЛЕД положен только штраф?
- Ещё одна тонкость против лишения прав
- Что указал Верховный суд про ксенон и LED?
- Так штраф или лишение в 2023 году? Судебная практика
- Практика лишения за ЛЕД и ксенон
- Успешная судебная практика 2023
Какой размер штрафа за ксенон в 2023 году?
К сожалению, наказание за нелегальный ксенон в 2023 году достаточно суровое. Вероятность быть оштрафованным очень мала. Есть 2 исхода судебных дел:
- Чаще всего за незаконную установку освещения с ксеноном лишают прав. Суд руководствуется частью 3 статьи 12.5 КоАП. Льготный период составляет от полугода до года.
- Наняв грамотного и опытного юриста, некоторым автомобилистам удается отделаться штрафом в 500 рублей. Это возможно, если защитник сможет переквалифицировать правонарушение с части третьей на первую статьи 12.5 КоАП РФ. Но давайте внесем ясность, такое случается очень редко. Чаще всего лишение прав на ксенон неизбежно.
Разрешен ли ксенон
Само по себе использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству. В России по дорогам передвигается большое количество иномарок, оснащенных ксеноновыми фарами производителя.
Однако по собственной инициативе запрещается менять тип фар, не поставляемых производителем. Этим видом тюнинга, как правило, увлекаются многие владельцы отечественных автомобилей. Но поскольку штатными ксеноновыми фарами не оснащена ни одна модель российского автопрома, чаще всего их останавливают сотрудники ГИБДД для проверки.
При этом проверяют маркировку на линзах – допускается установка в рассеиватели типа ДЦ, ДР или ДЦР. Кроме того, ксеноновая фара должна иметь автоматическую коррекцию угла наклона и прожектор.
Для информации. Рассеиватель — самый дальний элемент осветительного блока, пропускающий свет через светящуюся поверхность. Его цель — защитить лампу от грязи и воды. Изготовлен из стекла/пластика. Проще говоря, стекло фары.
Так, ксенон нельзя устанавливать в:
- Фары с маркировкой HC, HR, HC/R.
- Противотуманные огни.
Обратите внимание, несертифицированная установка ксенона может кроме дисквалификации стать причиной потери рефлекса и повреждения проводки автомобиля.
Допускает ли закон установку в линзу для галогена ксеноновой лампы
Разрешить установку объективов только на сертифицированных сервисных станциях
Установка ксеноновой лампы в фары с линзами возможна только в том случае, если заводская конструкция автомобиля допускает установку данного типа оптики.
Также можно установить ксеноновую лампу в обычные фары с гранями, прибегнув к соответствующему изменению. Однако после этого необходимо пройти техосмотр и получить диагностическую карту. Кроме того, в ПТС автомобиля проставляется соответствующая отметка ГИБДД (подробнее об этом я расскажу позже).
Поэтому не рекомендуется помещать газоразрядные лампы в корпус объектива, предназначенный для галогенных ламп. Это может привести к затемнению отражателя и проблемам с ГИБДД, если ваш автомобиль остановится.
Экспертное мнениеИлья Кулик Владелец сайта Блог Ильи Кулика, автолюбителя Так как лучшие ксеноновые лампы обычно не ставят, потому что хорошие стоят дорого, то клей, который ломает ваш отражатель, при их работе сгорает. В результате низкая отражательная способность и фары почти не светят.
Этот общеизвестный факт я, к сожалению, ощутил на себе. Когда я купил машину, у нее был ужасный ближний свет. Разобрав фару, увидел, что отражатель покрылся белесым налетом — последствия пригорания клея. Предыдущий хозяин беспокойно игнорировал других и сидел над ними.
Для информации. Рефлектор представляет собой зеркально-вогнутую поверхность, служащую для формирования светового пучка нужной формы и направления его на дорогу.
Разрешен ли биксенон к установке
Биксеноновые фары – разновидность ксеноновых фар, где ксеноновый свет доступен не только в ближнем режиме, но и в дальнем. Поэтому требования такие же, как и для ксенонового источника света.
Допустимо ли устанавливать ксенон в противотуманки
Считается, что запрет на ксенон не распространяется на противотуманные фары (далее ПТФ). Однако это не так. Это недоразумение связано с тем, что противотуманные фары используются реже, а потому редко фиксируется такое нарушение.
КоАП РФ не разделяет понятия «фары»/«противотуманки». Кодекс относится к осветительным приборам, установленным в передней части автомобиля — часть 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Оба есть. Кроме того, автопроизводители не предусматривают в конструкции автомобиля штатный ксенон в ПТФ.
Пройти процедуру легализации ксенона в ПТФ не получится, так как ни испытательная лаборатория, ни ГИБДД не дадут добро на такую смену автомобиля. Причина в том, что такие фары ослепляют встречный транспорт и не справляются с функцией противотуманных фар.
Такое нарушение может быть выявлено при проведении технического контроля транспортного средства (ТК). Ответственность в данном случае наступает в виде штрафа за установку ПТФ с их конфискацией в размере — ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ:
- 3 тысячи рублей — для физических лиц.
- От 15 тысяч до 20 тысяч рублей. — на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортного средства.
- От 400 тысяч до 500 тысяч рублей. — для юридических лиц.
Мечтаю, когда ГИБДД начнет массовую атаку на таких водителей, налагая штраф по 5 тысяч за каждую лампочку минимум. Так как ПТФ обычно не линзовые, а рефлекторные, такое коллективное использование особенно бросается в глаза.
Лишение или штраф за ксенон и LED в 2023 году?
Во-первых, давайте посмотрим, откуда у этого вопроса «растут ноги». Почему и рядовые водители, и эксперты спорят о штрафах за светодиодные источники света или ксеноновые лампочки, и даже судьи расходятся во мнениях, что налагать: штрафовать или лишать водителей права управления.
Итак, на сегодняшний день в Законе о государственном управлении есть 2 нормы, которые в том или ином случае могут быть использованы в случае обсуждаемого нами нарушения.
- Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ предусматривает штраф в размере 500 рублей за нарушение перечня неисправностей (приложение к ПДД). В частности, в данном случае речь идет о требовании пункта 3.4 документа, согласно которому тип источника света должен соответствовать маркировке фары.
- При этом в кодексе есть и часть 3 той же статьи. Она уже говорит о лишении прав на срок от полугода до года за несоответствующий режим эксплуатации и цвет фар. Плюс лишение — конфискация светильников.
Итак, мы понимаем, что на первый взгляд обе меры ответственности распространяются на светодиодные или ксеноновые лампы в галогенной лампе. Однако это не совсем так. Но чтобы понять это, давайте подробнее рассмотрим диспозиции этих норм наказания.
Вам также будет интересно:
- Новый закон об отмене дисквалификации ксеноновых и светодиодных ламп в июне 2019 года — правда или нет?
- Почему запрещено штрафовать телефон за рулем?
- Штраф за среднюю скорость – законно ли это и как обжаловать?
В каком случае назначается лишение прав?
По тексту части 3 статьи 12.5 мы видим, что лишение водительских прав может грозить различными нарушениями и их сочетанием:
- если впереди автомобиля установлены красные фары (кроме того, все — ближний или дальний свет, противотуманки и даже светоотражающие элементы),
- если режим работы и цвет свечения осветительных приборов не соответствуют основным положениям ПДД.
Это означает, что для возможности лишения прав должен быть нарушен один из пунктов выше. При этом для применения настоящего стандарта должны быть соблюдены оба условия в совокупности из второго пункта: и режим работы должен быть несоответствующим, и цвет огней.
Теперь собственно переходим к списку ошибок (это приложение к основным положениям ПДД) и видим следующие требования:
- режим работы должен соответствовать конструктивным требованиям машины (п. 3.1),
- цвет также должен соответствовать дизайну,
- лампы должны соответствовать типу фары (п. 3.4),
- впереди не должно быть красных огней (п. 3.6),
- и разрешенными цветами света, излучаемого фарами, являются белый, желтый или оранжевый.
Таким образом, отзыв водительского удостоверения возможен, например, в следующих случаях:
- если вы (не дай бог) поставите красную лампу в ближний свет,
- если вы установили ксеноновую или светодиодную лампочку в фару, предназначенную для галогенных ламп, и теперь фара излучает, например, синий (слишком холодный от лампы) цвет.
Согласно пунктам 3.8.6 и 3.8.7 приложения № 8 к техническому регламенту на колесные транспортные средства фары могут работать в режимах «ближний свет» и «дальний свет».
Перейдем к упомянутому в статье разделу 2.54 ГОСТ 33997-2016:
Режим работы приборов наружного освещения: Совокупность характеристик работы приборов наружного освещения колесной машины, отражающая:
- алгоритмы и условия ручного или автоматического включения/выключения, регулирования интенсивности излучения,
- его прерывистость или непрерывность.
Термин «интенсивность излучения» удобен тем, что он объединяет несколько показателей освещенности. В указанных ГОСТ и технических регламентах используется мера «сила света», которая измеряется в канделах (кд).
Яркость каждой из фар в режиме «ближний свет», измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через исходную ось, не должна быть более 750 кд в направлении 34′ вверх от положения левой части разреза — не в сети…
Если инспекторы докажут, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре нарушает это условие при включении режима «ближний свет», водитель будет привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 12.5 КоАП.
Читайте также: Ультрафиолетовая лампа: что это, применение, принцип работы, производители
Почему по закону за светодиоды и ЛЕД положен только штраф?
Мы не будем рассматривать красные огни в рамках этой статьи — здесь все достаточно просто, и объяснять нечего. Однако, как вы могли заметить выше, для того, чтобы лишение прав было возможно, должны быть соблюдены два условия:
- фары должны быть разбиты,
- цвет огней не должен быть белым, оранжевым или желтым.
Однако проблема, актуальная даже для 2023 года, заключается в том, что большинство судей – особенно мировых судей – союз «и» в части 3 статьи 12.5 воспринимают как «или». То есть прав могут лишить не только если вы установили в запрещенную для этого фару светодиодные лампы или ксенон, и при этом цвет не соответствует требованиям ПДД, но даже если одно из условий нарушены: либо режим работы, либо цвет огней.
Как видите, все достаточно просто. И именно так, к сожалению, правовая система в России работает до сих пор.
Специализация: гражданское право, споры по ОСАГО и ДТП
Если с лампами и маркировкой все в порядке, нужно следить за их работоспособностью. Фактически за управление транспортным средством с неработающей фарой ответственность по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Санкция за данное нарушение – штраф в размере 500 рублей или предупреждение.
Но можно избежать штрафа. Правила дорожного движения разрешают подъезд с данной неисправностью к месту стоянки или ремонта и принимают необходимые меры предосторожности. О том, что лампа перегорела в дороге и вы двигаетесь к месту устранения неисправности, необходимо сказать инспектору ГИБДД.
Если это не сработает и контролер примет решение о выдаче, об этом следует указать в пояснениях в протоколе и в решении, а затем обжаловать решение. Снять его не должно быть сложно.
Ещё одна тонкость против лишения прав
Между тем, что касается режима работы, не все так просто! Дело в том, что суды чаще всего принимают за нарушение режима эксплуатации несоответствие лампочки и фары. Однако также неправильно относить это свойство осветительных приборов непосредственно к сочетанию цоколя лампы и конструкции фары. По крайней мере четко.
Но проблема в том, что определения режима работы нет ни в ПДД, ни в КоАП, ни даже в технических регламентах. Это только в одном ГОСТ Р33997-2016, в разделе 2.54:
Режим работы приборов наружного освещения: совокупность характеристик функционирования приборов наружного освещения КТС, отражающая алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения/выключения, регулирования интенсивности излучения, его прерывистости или непрерывности.
Условия включения и выключения — это собственно управление фарами (обычно рычажком под рулем), интенсивность излучения не свидетельствует о прямом несоответствии типа ламп для фары, а прерывистость и непрерывность являются , например, поворотники и ближний свет, или габаритные огни и поворотник от спецтехники.
Как видите, если вы установили ксеноновую или светодиодную лампу в галогенную лампу, то такую характеристику, как режим работы, это не меняет по определению. Таким образом, если цвет ваших фар, например, оказался белым (а не синим), здесь не выполняется ни одно из двух условий ч. 3 ст. 12.5 по дисквалификации светодиодов или ксенона. Поэтому лишение прав по Закону от 2023 года назначить никак нельзя.
Но мы возвращаемся к тому, что было сказано о прецедентном праве, и получаем то, что получаем…
Что указал Верховный суд про ксенон и LED?
Между тем, прецедентное право недавно изменилось. Правда, не все сильно изменилось, но у вас теперь есть мощнейший повод придерживаться своих прав и переквалифицировать ответственность на штраф в 500 рублей.
И вот в чем дело!
25 июня 2019 года Верховный суд России вынес судьбоносное постановление пленума, в котором рассмотрел вопросы об административных правонарушениях. Не остался без внимания и наш вопрос. Так, в п. 6 ППВС судьи в части применения ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ указали буквально следующее:
При применении вышеуказанных нормативов следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного отклонения цвета фонарей и режима работы таких устройств с требованиями указанных изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установки дополнительных осветительных приборов — оценку соответствия вносимым изменениям в конструкцию ТС (п. 3.1 перечня неисправностей и условий, при которых эксплуатация ТС запрещено).
При этом, если только цвет или работа светотехнических приборов, установленных на транспортном средстве, не соответствует вышеуказанным требованиям, управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Российская Федерация.
То есть именно то, что мы описали выше относительно неправомерности дисквалификации водителей за нестандартные ксеноновые или ДВС-фары, подтверждает и Верховный суд.
А вот со штрафом все законно – норма в части 1 статьи 12.5 предусматривает ответственность за любое нарушение перечня неисправностей. И выше мы процитировали, что последнее законодательство требует только, чтобы источник света соответствовал дизайну фары.
Так штраф или лишение в 2023 году? Судебная практика
Решения пленума Верховного суда обязательны для руководства нижестоящими судами, но не для бесспорного исполнения. Все так, потому что правовая система в нашей стране не является прецедентом, и каждый случай нужно оценивать индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела.
А теперь самое интересное! Думаете, нижестоящие суды стали следовать разъяснениям Верховного суда? Очень неохотно и не всегда. Давайте на самом деле посмотрим на конкретные примеры.
Практика лишения за ЛЕД и ксенон
- Мировой судья Тульского районного суда оставил в силе решение суда низшей инстанции и осудил водителя в соответствии с ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. В то же время в жалобе на неправомерность лишения права на ксенон, как и в пояснениях, данных самому судье, аргументов из постановления пленума Верховного суда нет. То есть суд просто оставил в силе штраф, и указал на нарушение функционирования фар, и сослался на ГОСТ и ПДД.
- Другим решением суда Уфы решение по ч. 3 ст. 12.5 Закона об административных правонарушениях оставлено в силе. Однако здесь водитель попытался обосновать два аргумента. Во-первых, у него нет машины, и он не знал о неподходящих типах ламп. Во-вторых, водитель поставил вопрос о необходимости специальных знаний в автомобильной технике для решения проблемы с режимом работы и цветом фар. Судья данные доводы не учел, лишение прав оставил в силе. В это решение также не включено мнение Верховного Суда Российской Федерации.
- А вот еще одно подобное решение из Екатеринбурга, где водителя лишили прав за ксенон в фарах.
Успешная судебная практика 2023
И бинго! Наконец, один из автомобилистов Самарской области применил самый многообещающий аргумент, которому посвящена почти вся наша статья.
По делу № 12-19/2020 сотрудник ГИБДД составил протокол на водителя по той же пресловутой статье 12.5 ч. 3 КоАП РФ с лишением прав на светодиодные лампы в галогенных фарах. Однако судья переквалифицировал наказание в часть 1 этой статьи, наложив штраф в размере 500 рублей. В качестве доводов судья сослался на постановление Верховного Суда, указав, что цвет ламп осветительных приборов не исследовался для того, чтобы говорить о совокупности условий отнесения правонарушения к норме ч. 3.
Вот официальная интерпретация решения суда:
В отношении указанных уточнений диспозиция ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ предполагает установление совокупности несоответствий режима работы осветительных приборов и цвета огней требованиям п. 3.1. Основных положений.
Поскольку цвет огней перед фарами автомобиля в данном случае не определяется, а несоответствие режима работы наружных осветительных приборов требованиям конструкции автомобиля не вызывает сомнений, действия Дубовова А.Г переквалификация с части 3 статьи 12.5 КоАП РФ на часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, поскольку совокупность противоправных действий предусмотрена формулировкой части 3 статьи 12.5 КоАП РФ объективно не подтверждается.
- А вот еще одно подобное решение, где судья сослался на заключение Верховного Суда РФ и пояснил, что поскольку цвет свечей не определен протоколом, то и части 3 статьи 12.5 здесь быть не может. В результате неустойка была переквалифицирована на штраф в размере 500 рублей по части 1. Но и здесь, и в приведенной выше судебной практике судьи не учитывают тот фактор, что режим работы не связан с типом света источник, соответствующий маркировке фары.
- И, наконец, еще одно судебное решение с точно такими же аргументами, как и выше, со ссылкой на Верховный Суд Российской Федерации.
Для общего ознакомления рассмотрим интересный случай из судебной практики, рассмотренный Октябрьским районным судом Республики Башкортостан. В нем автомобилист пытался избежать наказания даже в виде штрафа в размере 500 рублей за ксеноновые лампы в фарах, основываясь на ошибке инспектора ГИБДД, который в протоколе выемки указал, что галогенные лампы он вывез из водитель. Однако судья указал, что маркировка ламп в протоколе указывает на то, что они все-таки ксеноновые, и жалобу не удовлетворил.
В целом, судебная практика прямо говорит о следующем: если вас лишили прав на ксенон или фары в фарах, но вы прямо не процитировали указанное решение Верховного суда в доводах жалобы, то лишение, скорее всего, будет остаются в силе. Поэтому вы сами должны указать на незаконность этого решения именно из-за разъяснений Верховного суда — в этом случае лишение прав будет переквалифицировано на штраф в размере 500 рублей.