- Нюансы включения ходовых огней
- Требования ГОСТов и других нормативных документов к расположению ДХО
- Замена ламп накаливания в фаре 2107 на светодиодные
- Плюсы светодиодной техники перед «галогенками» и ксеноном
- Какие выбрать светодиодные лампы для ВАЗ 2107
- С пассивным охлаждением
- С дополнительным и встроенным драйвером (стабилизатором)
- По конструкции светодиодной части
- По температуре светового потока
- Простейшая схема
- Включение через габариты или ближний свет
- Правила монтажа
Нюансы включения ходовых огней
Основные требования к установке, техническим параметрам и подключению ходовых огней приведены в п. 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть составлена таким образом, чтобы дневные ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически выключаться при включении фар.
В пункте 5.12 настоящего стандарта указано, что фары (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность необходимо учитывать.
Правильное подключение ДХО не ограничивается продуманной функциональной схемой. Пришло время подумать об устройстве стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях резисторы выполняют роль ограничителя тока, но из-за падения напряжения резисторы не могут ограничивать ток на том же уровне. Поэтому важен стабилизатор напряжения в схеме включения ходовых огней. В противном случае срок службы светодиодных модулей ДХО значительно сокращается из-за постоянных изменений бортового напряжения. Некоторые автолюбители говорят, что можно подключить дневные ходовые огни без стабилизатора.
подключение и установка светодиодного драйвера — пустая трата времени, т.к. ДХО на светодиодах горят исправно месяцами без стабилизации…
Однако это утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется напряжение более 12 В, постоянный ток через светодиоды превышает номинальное значение, что приводит к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – предупреждать водителей о встречных автомобилях издалека, и со временем они совсем перегорят и выйдут из строя.
использование светодиодных ДХО без стабилизатора напряжения означает трату не менее нескольких сотен рублей каждый год на новые модули и трату времени на их замену.
Для простоты понимания схемы ниже показаны без использования стабилизатора.
Требования ГОСТов и других нормативных документов к расположению ДХО
Нормативными документами, регламентирующими размещение ДХО на автомобиле, являются:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. Москва «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090».
- ГОСТ Р 41.48-2004 (правило ЕЭК ООН № 48) «Единые положения по сертификации транспортных средств в части установки устройств освещения и световой сигнализации».
- «Правила дорожного движения Российской Федерации».
Основные требования к установке ДХО на транспортное средство можно сформулировать следующим образом:
- высота размещения от земли – 250-1500 мм;
- расстояние между ДХО в горизонтальной плоскости не менее 600 мм;
- площадь излучения — 25-200 см2;
- яркость — 400-800 кд.
К вашему сведению! Если ДХО размещаются на малолитражном автомобиле с шириной кузова менее 1300 мм, в этом случае допускается размещать ходовые огни на расстоянии 400 мм в горизонтальной плоскости.
Замена ламп накаливания в фаре 2107 на светодиодные
Начнем с самого интересного и важного вопроса. По себе знаю, что ближний свет на «семерке» предназначен только для освещения дороги в метре от переднего бампера.
Вероятно, именно этими соображениями руководствовались инженеры Тольятти.
Ночью нужно внимательно следить за тем, что происходит перед автомобилем, бордюра не видно, а если впереди выбоины, успеть их выехать не представляется возможным, они поздно попадают в луч света.
По этой причине многие автовладельцы меняют заводские лампы на более яркие, надеясь добиться необходимой для безопасного вождения яркости головной оптики.
Есть несколько вариантов «тюнинга»:
- Установка галогенных ламп
- Ксенон
- Менеджер
От второго варианта сразу откажемся, потому что он не предназначен для установки в штатные фары классического ВАЗа. Для этого нужно оснастить оптику линзами, собирающими световой пучок. В противном случае яркий ксеноновый свет будет просто рассеиваться отражателями фар в помещение, не создавая необходимой светотеневой границы и формы направленного луча.
В результате вы будете ослеплять встречный транспорт, а эффективность освещения ночной дороги будет стремиться к нулю. При этом высока вероятность столкнуться с лишением водительских прав за установку ксенона на ВАЗ 2101-07.
Альтернативой могут быть галогенные и светодиодные лампы. Но если выбирать между ними, светодиод имеет определенный ряд преимуществ.
Читайте также: Польза и вред кварцевой лампы для здоровья людей
Плюсы светодиодной техники перед «галогенками» и ксеноном
- Тот же эффект при низком энергопотреблении по сравнению с галогенными лампами
- Долговечность при правильной установке и достойном качестве светодиодной технологии
- Высокая яркость. Уровень может достигать до 2200 лм.
- Не нужно переделывать фару или устанавливать дополнительное оборудование (блоки розжига) как для ксенона.
Современные светодиодные лампы выпускаются в разных типах патронов, у каждой марки автомобиля он свой.
Достаточно вытащить старую лампу и при том же подключении вставить новый светодиод — изменений и проблем нет.
Какие выбрать светодиодные лампы для ВАЗ 2107
Для головной оптики семерки требуется размер H4. На рынке представлено несколько вариантов таких ламп. Давайте подробно рассмотрим каждый из них и решим, какой из них лучше установить в фары седьмой модели Жигулей.
С пассивным охлаждением
Тепло распространяется только за счет площади радиаторов. В первом случае лампы имеют компактные размеры, но КПД такого радиатора ниже, во втором большая площадь радиатора, но габариты не всегда позволяют разместить такое оборудование в корпусе фары ВАЗ 2107 без смены защитного кожуха. Эффективность отвода тепла выше, срок службы кристалла больше.
С дополнительным и встроенным драйвером (стабилизатором)
На рынке можно найти лампы Н4 с дополнительным диодным блоком управления – стабилизатором, драйвером (в разных интернет-магазинах он называется по-разному). Он подключается к гнезду светодиодной лампы, а ток берется из штатного гнезда для подключения ближнего и дальнего света.
Преимущества:
- Имеет дополнительный блок стабилизации. Это увеличивает срок службы светодиодов, и выравнивает возможные перепады напряжения в бортовой сети ВАЗ 2107
- Устраняет эффект «шума» — помех в электропроводке при включении мощного электропотребителя. По-простому — в динамиках при включенном радио не будут слышны посторонние звуки и жужжание
- «Экономный» температурный режим работы светодиодного модуля.
Нагреваются не только кристаллы, но и их блоки питания. В варианте с выносным блоком можно разделить температурную нагрузку, чтобы облегчить условия работы светодиодов. Блок управления расположен отдельно от диодной платы, изолируя их от воздействия высоких температур на электронные элементы управления начинкой.
В светильниках со встроенным драйвером необходимо дополнительно устанавливать радиаторы с пассивным или активным охлаждением, чтобы не разрушались кристаллы и не сокращался срок их службы. Также в моделях ВАЗ 2107 такие лампочки расположены в герметичном корпусе блока фары, что ухудшает отвод тепла.
Ошибка:
- Все вышеперечисленные достоинства перечеркиваются одним недостатком — для установки драйвера нужно дополнительное место под капотом.
- Плюс «колхозить» провода, так как защитный кожух фары не рассчитан на протягивание через него дополнительных проводов. Это влияет на герметичность всей головной оптики в целом, с последующими последствиями – попадание внутрь влаги и грязи.
Из вышесказанного вытекает еще один минус — визуальный осмотр фары в сборе показывает, что светоотражающее оборудование переделано в автомобили. Это вызовет дополнительные вопросы у инспекторов ГИБДД.
В случае драйвера, встроенного в корпус фонаря, вся конструкция с блоком управления находится в корпусе фары, отсутствуют дополнительные провода и органы управления, что визуально не выдаст расположение нестандартного светотехнического оборудования на автомобиле.
По конструкции светодиодной части
Это самая важная часть лампочки, на которой размещена плата с диодами. Эффективность фары ВАЗ 2107 во многом зависит от ее формы и конструкции.
На что необходимо обратить особое внимание при выборе и покупке светодиодных ламп для Лада 2107:
- Тип установленных диодов. В зависимости от цены светильника светодиоды могут использоваться в виде сборок и отдельных кристаллов
- Наличие и форма защитной шторки ближнего света.
Давайте по пунктам по порядку. На дешевых версиях диоды устанавливаются в виде сборок — набора мелких кристаллов на одной печатной плате. Они используют технологию COB (chip-on-board). Смысл не в увеличении яркости отдельных светодиодов, а в увеличении количества на плате.
Эта технология не подходит для светодиодных ламп в автомобилях с отражателями.
При использовании они будут слепить встречных водителей. На дешевых китайских лампах можно использовать диоды CREE. Но в большинстве случаев это подделка, ведь такие кристаллы не могут стоить дешево. По форме и размеру они сильно отличаются от оригинала, представленного на фото ниже. Использование таких лампочек не гарантирует качественного света.
По температуре светового потока
Ниже приведена таблица световых температур в Кельвинах. По опыту владения отмечу, что оптимальное значение 4300-5000 К. Выше — свет будет иметь белый цвет с голубоватым оттенком. Внизу теплый желтый цвет, как у лампы накаливания или галогенки.
В этом температурном диапазоне рекомендуется выбирать светодиодную лампочку H4, потому что если она выше, то в туман, дождь или снегопад вы увидите перед автомобилем белую «стену». На заснеженной дороге обочина будет плохо выделяться. В ясную погоду видимость будет лучше, чем у ламп с «теплым» световым стартом.
Простейшая схема
Простейшая схема включения ДХО при запуске двигателя показана на рисунке. Положительный провод подключается к клемме «+» на замке зажигания. Минусовой провод крепится к корпусу машины в удобном месте.
В таком виде схема имеет существенный недостаток. Светодиодные дневные ходовые огни будут светиться до тех пор, пока повернут ключ зажигания. Кроме того, их работа не согласована с работой остальных фар, а значит, они не соответствуют требованиям ГОСТ.
Включение через габариты или ближний свет
Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает использование цепи питания лампочки габаритного огня. Для этого плюсовой провод от ходовых огней соединяется напрямую с «+» от аккумуляторной батареи. В свою очередь, минусовой провод подключается к «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь тока: от «+» аккумулятора через светодиоды габарита, а затем через лампочку к корпусу, который выполняет роль минуса для всей схемы. Благодаря низкому потреблению тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а катушка лампы остается выключенной.
Если водитель включает габаритные огни, на плюсе габарита отображается +12 В, потенциалы проводов ДХО уравниваются, а светодиоды гаснут. Схема переходит в нормальный режим, то есть через лампочки габаритного света течет ток.
Такое схемное решение имеет ряд недостатков:
- дневные ходовые огни продолжают работать при выключенном двигателе, что противоречит действующим нормам;
- схема не будет работать, если в габаритах установлены еще и светодиоды;
- схема будет работать некорректно, если в ДХО поставить мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соответствует току лампочки;
- из соображений безопасности необходимо установить дополнительный предохранитель.
Правила монтажа
Установка дополнительного освещения на отечественный автомобиль не требует квалификации и опыта. Но при неправильной установке рискуете нарваться на штраф от ГИБДД, и стать обладателем административного правонарушения.
Чтобы этого не произошло, подключайте ходовые огни своими руками, соблюдая правила:
- читайте ГОСТ Р 41.48-2004. Это относится к правилам установки осветительных приборов на автомобили и сертификации транспортных средств в связи с этим. В нем указаны все параметры, которые необходимо учитывать при установке этих устройств;
- выберите правильную форму корпуса DRL. Помните, что на ВАЗ 2107 подходят не все осветительные приборы. Водители считают Philips Led Daylight 9 DRL оптимальным выбором по соотношению цена-качество;
- проверьте правильность размера дома с учетом блоков соседних дальних огней. Установить осветительные приборы в воздухозаборник или на бампер в зависимости от ситуации;
- высота корпуса изделия в раме 250-1500 мм от поверхности дороги. Ширина между внутренними краями 2 поверхностей, видимых на транспортном средстве, должна быть не менее 600 мм;
- изделия размещаются перед машиной, а пучок лучей направлен вперед;
- учитывайте общую яркость светодиодного освещения. Это 150-330 люмен.