Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе
Расстояние от одного столба до другого называется пролетом. Он варьируется в зависимости от ряда условий, поэтому четких правил, которым можно следовать везде, не существует. В первую очередь необходимо учитывать следующее:
- Какая площадь освещена. Это может быть автомагистраль с разной интенсивностью движения, городские улицы разной ширины или парковые зоны. Правила для каждого типа разные.
- Тип столбцов и их высота. Здесь важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение по отношению к проезжей части и так далее
- Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после смены лампы меняется освещение, если использовался вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда ведутся для конкретного оборудования для замены неисправных ламп на такие же.
- Расположение столбов по отношению к освещаемым участкам. Здесь важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если отодвинуть далеко, качество света снизится.
- Рельеф и другие особенности, которые могут повлиять на освещение. Например, на спусках и подъемах нужно разместить фонари так, чтобы ни один участок не остался без света, и при этом световой поток не бил в глаза.
- Компоновка столба. От этого напрямую зависит освещение дороги
Вы можете улучшить освещение, заменив лампы на более мощные или используя потолочные светильники с более эффективными параметрами.
Основные принципы уличного освещения
Для обеспечения уличного освещения в ночное время уже много лет используются столбы. На протяжении многих лет наиболее используемыми материалами для их производства были дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долговечностью, особенно для железобетона. При наличии постоянного освещения в темное время суток многим различным участкам как жилых, так и нежилых площадей населенного пункта необходимо, в частности:
- уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
- проезжие части для автомобилей и автомагистралей;
- территории, на которых расположены различные учреждения;
- автозаправочные станции;
- стоянки и так далее
Хотя расстояние между столбами освещения является самым важным моментом при выполнении монтажа, все же необходимо знать и понимать суть и назначение самих конструкций для светильников. Он состоит из двух компонентов:
- Основной частью опоры является колонна, которая может иметь разную высоту. Это связано с его функцией и расположением. Обычно при их установке в деревне или городе высоту выбирают таким образом, чтобы падающий свет образовывал на земле характерные конусы, которые должны пересекаться.
- Источник, воспроизводящий световой поток. Это оборудование устанавливается поверх фонарных столбов и может иметь различную форму, мощность и т д. Этот фактор зависит от расположения световой линии. Например, при устройстве освещения дорог необходимо использовать светильники с мощными лампами, что, соответственно, увеличивает размеры самого осветительного блока. Столбы меньшего размера и декоративные источники света можно использовать для освещения парков отдыха, скверов и скверов.
Очень часто столбы с фонарями выполняют не только функцию освещения, но и служат опорой для проведения различных проводов и линий электропередач. В этом случае расстояние между ними можно увеличить.
Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
Основным фактором при определении расстояния между фонарными столбами по СНиП является образование пересекающихся световых конусов. С учетом этого при расчете необходимо учитывать следующие параметры:
- необходимое освещение в районе, где будет производиться монтаж (центр или окраина города, дача или поселок);
- мощность и тип источников света, а также их количество;
- тип установленных линз на светодиодных матрицах;
- высота источника света на опоре.
Необходимые данные для определения шага фонарных столбов Необходимые данные для определения шага фонарных столбов
На диаграмме показана большая часть данных, необходимых для определения шага фонарных столбов. Среди параметров:
- высота подвеса светодиодного светильника на опорах H (м);
- расстояние между мачтовыми опорами вдоль дороги L (м);
- отклонение центра фонаря от края проезжей части l (м);
- ширина проезжей части W (м);
- угол наклона консоли с светильником α (°).
Чем выше на столбе находится осветительный прибор, тем меньше освещения будет на уровне поверхности дороги. В связи с этим расстояние между двумя столбами на дороге будет уменьшаться и наоборот. На рисунке ниже показан пример того, как изменяется степень освещенности поверхности, находящейся на определенном расстоянии от источника света. Такая же зависимость наблюдается при увеличении высоты установки источников света на опорах освещения.
Но тут важно не забыть мощность используемых ламп. Даже если источник света установить выше, расстояние между электрическими столбами в городе или других районах изменить нельзя, но можно выбрать более мощные источники света, которые обеспечат нормативное освещение проезжей части. Зависимость пролета от размера подвеса и мощности крепления наглядно представлена в таблице ниже.
Как определить расстояние между фонарными столбами
Между фонарями имеется средний пролет, который находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м. При расчете необходимо учитывать требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Измеряется в люксах (lx) и определяется несколькими параметрами:
- загруженность трассы – наибольшая интенсивность движения в обоих направлениях;
- категория объекта по освещению;
- тип дороги.
Требования к средней горизонтальной освещенности дороги отражены в п. 4.1 таблицы 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для простоты данные представлены в виде таблицы.
Еще одним правилом при расчете расстояния между фонарными столбами на трассе или в городе является зависимость шага от высоты светильников. Он не должен превышать следующих условий:
- 7:1 — при шахматном размещении;
- 5:1 — с осевым, прямоугольным и односторонним расположением.
Материал изготовления опор
Используемые опоры необходимо выбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические характеристики региона, минимальные температуры зимой. Не следует упускать из виду влияние агрессивных сред.
Читайте также: Как рассчитать световой поток (примеры и методы)
Крепление металлического столба фланцевым способом.
Для изготовления этого варианта используется сталь. Подходит только для регионов, где зимние морозы не превышают -40 градусов. Металлические стержни обладают следующими свойствами:
- Чаще всего сваркой соединяются два или 3 элемента. Но на небольшой высоте могут быть и сплошные опоры, которые устанавливаются с помощью крана.
- Металлические стержни можно использовать только для освещения, в этом случае они называются безнапорными. Если конструкция используется для прокладки проводов и выполняет роль линии электропередач, то опоры называются силовыми.
- Сечение профиля может быть круглым или многогранным. В некоторых моделях толщина колонны одинакова по всей высоте, а в некоторых уменьшается, придавая ей коническую форму.
- По способу установки различают прямостоечные и фланцевые типы. Первый устанавливается традиционным способом, выкапывая яму нужной глубины и бетонируя основание. Фланцевый тип более удобен тем, что заранее заливается основание и в него помещается монтажный фланец. Необходимо установить стойку так, чтобы отверстия совпали со шпильками и затянуть гайки.
Металл крепкий, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используется антикоррозийная краска, покрытие обновляется каждые несколько лет по мере износа.
Железобетонные опоры
Металлические кронштейны для светильника часто крепят к железобетонным брусьям.
Наиболее распространенное решение, так как имеет длительный срок службы и не требует особого ухода при использовании. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности:
- Для производства используется вибрационное оборудование, которое уплотняет качественный бетон так, что внутри не остается пузырьков воздуха. Для надежности внутрь вставлен каркас из сварной арматуры.
- Конструкцию можно использовать в регионах с температурой до -55 градусов. Они подходят практически для всех районов, поскольку выдерживают сейсмические удары до 7 баллов.
- Устойчивость к обледенению и сильному ветру железобетона также на порядок выше металлических стержней.
- Форма может быть разной: пирамидальной, круглой, конической, призматической. Каждый из вариантов рассчитан на определенные условия, поэтому выбирать нужно в соответствии с требованиями к освещению.
- Способы сборки такие же, как и для металлических опор. Можно забетонировать нижнюю часть в землю, а можно использовать фланцевый метод крепления. По весу этот вариант намного тяжелее, поэтому для его установки требуется соответствующее оборудование.
Для крепления кабелей можно использовать бетонные опоры. В частном секторе и на улицах с небольшим движением чаще всего используется этот вариант.
Столбы из композитных материалов
Составной вариант хорош тем, что его легко может поднять один человек.
Современное решение, которое с каждым годом используется все больше и больше. Он отличается от традиционных столбов, но имеет много преимуществ:
- Их изготавливают из полимерных смол или других соединений. Для придания жесткости и обеспечения нужной формы изделия армируют стекловолокном.
- Столбы намного легче бетонных и металлических прутьев, что упрощает транспортировку и монтаж. При этом они имеют длительный срок службы – десятки лет и не требуют защиты от коррозии и обновления защитного покрытия.
- Профиль и размеры могут отличаться. Вся продукция сертифицирована, должна быть документация на соответствие требованиям.
- Опоры подходят как для ламп, так и для проводов, поэтому могут быть под напряжением.
- Крепление чаще всего выполняется фланцевым способом. Но есть альтернативы, которые можно закапывать в землю.
Расстояние между уличными фонарями — не единственный критерий их установки. Также необходимо учитывать несколько требований к размещению столбцов. Это зависит от того, где лучше проложить кабель и какое расширение фонаря от опоры будет использовано. Помните о следующих ограничениях:
- Расстояние от столба до бордюра должно быть не менее одного метра, если освещается автомагистраль или городская трасса с большим потоком транспорта. Это минимальное количество, можно сделать больше, но нельзя уменьшить. Это относится и к другим правилам.
- На большинстве городских улиц минимальный зазор между бордюрами составляет 50 см. Это относится к небольшим дорогам и другим вариантам с малой проходимостью.
- Если движение грузовых автомобилей по проезжей части запрещено, минимальное расстояние должно быть 30 см. Этот вариант используется там, где нет риска повреждения опор крупногабаритным транспортом.
- При установке фонарей на разделительной полосе ее ширина должна быть не менее 5 метров. При этом каждая опора обычно имеет по два плафона с каждой стороны.
- Для парков, жилых массивов и открытых пространств расстояния и размещение столбов выбираются индивидуально. Здесь нет строгих правил, следует исходить из соображений безопасности, чтобы опоры не мешали.
- Если вдоль края проезжей части нет бордюра, минимальное расстояние до столба должно быть 1,75 метра.